Знакома ли Вам ситуация, когда ребенок никак не может научиться правильно писать, у него постоянно появляются ошибки, а читает он вслух, словно маленький? Не спешите обвинять его, может, ему просто нужна помощь специалиста. И не стоит упрекать ребенка в невнимательности, это все равно не исправит ситуацию.
Для того чтобы разобраться, проанализируйте его ошибки. Если они нелепые и встречаются постоянно, отведите ребенка к логопеду. Наличие стойких ошибок в виде опечаток говорит о том, что у карапуза нарушен процесс письма, а это называется дисграфия. Обратите внимание, что дисграфию можно только скорректировать, добиться полной грамотности даже при большом желании не получится.
Что такое дисграфия?
Это неврологическое расстройство, которое выражается в затруднениях моторных и сенсомоторных функций. Основные признаки: проблемы с орфографией, плохой почерк и сложности при изложении мысли на бумаге. «Дис» означает «трудно», а «графия» — «писать». Это расстройство подразумевает, что навыки письма у ребенка существенно ниже положенных ему по возрасту, полученному образованию, интеллекту.
Каковы причины дисграфии?
Их есть несколько:
• осложнения при родах;
• болезни, которые ребёнок перенёс в раннем детстве;
• авторитарное воспитание, когда ребенка насильно заставляли учиться писать и читать, а он сопротивлялся;
• частый просмотр мультфильмов в позе лежа либо неудобной позе;
• пережитые в детстве неврологические травмы;
• синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Как распознать дисграфию?
Для начала рекомендуется внимательно изучить тетради малыша и проследить за тем, как он (она) пишет и читает. Дети с дисграфией могут пропускать буквы, переставлять их местами, писать несколько слов слитно. А главный признак наличия проблемы – ошибки носят постоянный характер. Как правило, такие дети имеют пониженную работоспособность, повышенную утомляемость, нарушенную память, трудности в общении.
Симптомы дисграфии:
• ребенок не дописывает слова до конца;
• проговаривает вслух то, что пишет;
• не способен выразить мысль в письменной форме;
• не любит писать, нервничает в процессе письма;
• неправильно держит ручку;
• делает много орфографических ошибок;
• пишет в тетради, положив ее под странным углом;
• у ребенка во время письма болит рука в области предплечья либо кисти;
• ребенку сложно писать в строго ограниченном пространстве, поэтому он постоянно вылезает за линии и клеточки в тетради;
• не успевает вовремя выполнять задания, отстает от сверстников.
Как должны вести себя родители, если у ребенка обнаружили дисграфию?
Они не должны постоянно заставлять ребенка писать и читать. Это вызовет только негатив и не даст положительного результата.
Нельзя ругать ребенка за ошибки. Нужно стараться сохранять спокойствие.
Даже не пробуйте исправить все проблемы за один раз. Если Вы поставили себе цель научить кроху писать грамотно, в первое время не обращайте внимания на почерк.
Вместо сложных упражнений рекомендуется использовать интересные игры. Ведь ни для кого не секрет, что ребенок учится, играя.
Если у ребенка наблюдаются перечисленные выше симптомы, родители и учителя должны ему максимально помочь, в первую очередь эмоционально.
Как откорректировать дисграфию?
Если ребенок плохо пишет, подберите ему удобную ручку. Обратите внимание на то, как ребенок держит письменные принадлежности и правильно ли он сидит во время письма.
Если ребенок не может запомнить, как пишутся буквы, пусть первое время пишет их крупными.
Если ребенку сложно сосредоточиться на выполнении какого-либо задания, пусть придерживается следующего плана:
1. Сначала решит, о чем именно он будет писать.
2. Составит примерный план либо схему.
3. Изложит свои мысли в черновике.
4. Даст кому-то, чтобы проверил правильное написание и исправил ошибки.
5. Перепишет работу на чистовик, учитывая все исправления.
Помните, что все дети разные и сравнивать их нельзя. Но, если Вы заметили у ребенка признаки дисграфии, не игнорируйте их, начните применять меры и Вы увидите результат.
Такая проблема у одного из моих племянников. Сестра борется с нею. Сейчас с ним занимается преподаватель.
Да, с этой проблемой нужно бороться и желательно начинать сразу же, как только заметили.
Сестра думала, что ребенок просто ленится писать, а потом выяснили, что у него дисгрфия. Теперь лечат эту болезнь со специальным учителем.
Главное, не упустить момент.
Всех деток учат писать в школе в Прописи. Красиво, ровненько. Почему же у взрослых порой такие корявые почерка?)))
И в школе тоже не у всех получается ровненько. Это зависит еще и от характера.
В младших классах меня всегда ругали за прыгающий почерк.Мне и самой он не нравился, и я долго работала над ним, изучая почерк своей мамы, которая писала очень красиво, на удивление всем..
Я считаю, что почерк во многом зависит от характера и темперамента человека.
При дисграфии помимо того, что ребёнок плохо и неаккуратно пишет, он ещё делает много специфических ошибок. Поэтому родителям нужно обязательно обратиться к хорошему логопеду как можно быстрее. Информация очень полезная, особенно для родителей деток, которые собираются в школу.
Спасибо, Елена!
Раньше мы писали в тетрадях красивее, чем сейчас пишут наши дети и внуки. Внучка учится хорошо, во втором классе, но пишет не очень, просто не старается. Я уже смеюсь с не: что будешь, наверное, врачом?
Конечно, такую проблему нельзя оставлять без внимания.
Сейчас детям вообще не интересно учиться. Программа построена таким образом, что они очень сильно устают.