развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей

Tweet

Развитие мелкой моторики у детей – это очень важный этап, поскольку он влияет на уровень будущих способностей и талантов. Кроме того, существует прямая связь между развитием мелкой моторики и речи. В дальнейшем координирование движения детских пальчиков рук будет необходимо для умения писать, рисовать, застегивать пуговицы.

И во всем этом процессе игры на развитие мелкой моторики играют важнейшую роль, ведь с их помощью ребенок запоминает последовательность движений и учится их координировать.

Календарь развития мелкой моторики у детей

Обратите внимание на те основные действия, которые дети могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

Малыш учится двигать руками и ногам так, чтобы дотянуться до игрушки, учится координировать движения головы и глаз.

4-12 месяцев

Ребенок обретает больший контроль над руками. Он уже может осознано хватать игрушку. С 6 месяцев дети учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, переворачивать страницы, пинать мячик.

1-2 года

Малыш отлично держит равновесие, когда сидит. Руки у него не заняты, ребенок использует их для игр. Движения пальчиками становятся более уверенными. Но, карандаш, к примеру, ребенок держит всей рукой. До 2 лет он может рисовать только кружочки, а после двух лет — горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

После двух лет у карапуза меняется манера рисования, ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и учится создавать с их помощью различные рисунки. В 3 года ребенок уже может разрезать лист бумаги на 2 части, хотя еще не ровно. Он уже по-другому держит карандаш, будто указывая ним на бумагу.

3-4 года

Малыш отлично пользуется двумя руками, причем одной – доминантной, которой, к примеру, держит ножницы, а второй – вспомогательной, которой фиксирует лист бумаги. Рисунки у карапуза получаются более сложными, он уже пытается что-то перерисовать с книжек. К 4 годам кроха уже держит карандаш тремя пальцами, как взрослый. Кроме того, ребенок учится резать по нарисованной линии.

4-5 лет

Карапуз хорошо раскрашивает, не выходя за линии контура. Вырезать большую картинку для него не составляет особой сложности.

5-6 лет

Движения рук уже хорошо скоординированы. Карандаш, ручка, ножницы удерживаются, как и взрослыми. Малыш начинает разукрашивать мелкие детали.

От развития мелкой моторики у детей зависит успешное бучение в первом классе и в дальнейшем. Поэтому, родители должны уделять внимание ребенку и заниматься с ним.

развитие мелкой моторики у детей

Игры и игрушки для развития мелкой моторики

Для детей до года

С 3-4 месяцев ребенок активно пытается схватить все, что попадает ему под руку. Поэтому для развития мелкой моторики в этом возрасте хорошо подойдут погремушки из разных материалов: пластмассы, дерева, ткани, лозы.

После 6 месяцев ребенку нравится листать мягкие книги. Поэтому родители должны обеспечить его ними.

Что еще помогает развивать мелкую моторику в этом возрасте? Конечно, развивающий коврик. Он оснащен различными деталями, которые шуршат, пищат и крохе интересно его исследовать.

С 9-10 месяцев можно приобрести ребенку целый развивающий центр. С ним можно играть на столе, либо в кроватке. Это панель с различными кнопками, ручками, дисками, которые можно нажимать, поворачивать, вертеть, двигать.

Для детей от года до 3 лет

Конструкторы и кубики

Строительство домов, гаражей, замков из кубиков либо конструктора отлично развивает чувство равновесия, координацию движений, знакомит с простыми физическими законами. Главное, выбирать конструктор по возрасту крохи.

Пирамидки

Хорошо подходят классические, с постепенным уменьшением диаметра кругов. Но, покупая их, обращайте внимание, чтобы материал был экологически чистым.

Вкладыши и рамки

Сюда относятся стаканчики и коробочки, которые вкладываются друг в друга, матрешки, сортеры, логические кубы.

Эти игрушки для развития мелкой моторики тренируют точность движений, знакомят малыша с основными геометрическими формами. Бывают изготовленные из пластмассы, дерева, вспененной резины.

Мягкие конструкторы

Сюда относятся фигуры из различных тканей с застежками-липучками.

Фигурки на магнитах

Если ребенок заскучал, предложите ему сделать магнитную мозаику в виде разноцветных букв, геометрических фигур, цифр. Но для этого Вам понадобиться намагниченная поверхность, может подойти холодильник.

Разборные картинки или пазлы

Это могут быть фанерные дощечки с картинками, разрезанными на несколько частей, а могут быть бумажные, картонные и другие. Пазлы хорошо развивают мелкую моторику и формируют пространственное представление, цветовое восприятие.

От 3 лет и старше

Мозаика

Малыши из нее могут просто выстраивать разноцветные дорожки, а дети постарше создавать целые композиции.

Шнуровки

Каждый ребенок должен уметь шнуровать обувь и завязывать шнурки, а помогает развивать этот навык игрушка-шнуровка.

Пальчиковые куклы и куклы-перчатки

Такие игрушки позволяют устроить целый кукольный театр. А это развивает мелкую моторику, воображение, память, речь и т. д.

Обратите внимание, что хорошо развивают моторику пальцев и рук различные виды творчества: рисование, разукрашивание, лепка, аппликация, вязание, шитье и т. п. Отличный вариант — игры и поделки с крупой, но, они должны проходить под строгим контролем родителей.

развитие мелкой моторики у детей

Также мелкую моторику у малышей можно развивать с помощью пальчиковых игр с потешками.

Пальчиковые игры для детей с потешками, которые развивают мелкую моторику

1. СОРОКА

Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил —
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)

2. ЛАДУШКИ

— Ладушки, ладушки! Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у… полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)

3. ВАРЕЖКА

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
(сжать пальцы в кулачок)

4. ЗАМОК

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)

С помощью таких вот простых игр и занимательных игрушек можно развивать мелкую моторику у детей. Если у Вас есть, что добавить, пишите в комментариях. И не забудьте поделиться статьей с друзьями в социальных сетях.

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой e-mail:

подписка  12

Не пропустите интересные статьи:

7 комментариев

  1. Несомненно, развитие мелкой моторики очень полезно для ребенка. Спасибо вам за календарь основных навыков. Все наглядно и понятно! С интересом прочла предложенные игры. Правда, мой сын уже к году потерял интерес к пирамидкам, вкладышам. А вот игры с магнитами и конструкторами — очень интересны.

  2. Мелкую моторику надо развивать с самого рождения. Ведь от этого зависит и развитие ребенка и речь в первую очередь.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности.