проблема адаптации детей к школе

Проблема адаптации детей к школе. Адаптация первоклассников к школе

Tweet

Как проходит адаптация первоклассников к школе? Как помочь своему малышу освоится в школе, и привыкнуть к школьным нагрузкам? Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Даже взрослому человеку порой страшно браться за новое дело, а что говорить о ребенке? Ведь в школе от малыша требуется активация многих его качеств одновременно:
— сосредоточенность;
— внимание;
— соблюдение порядка и дисциплины;
— умственный труд.

К этому всему добавляется необходимость тихо и спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности. А это все так не просто…

И не стоит надеяться на то, что адаптация первоклассников к школе сама собой пройдет успешно. Ребенку нужно помогать.

Проблема адаптации детей к школе

Все дети по-разному привыкают к новым школьным порядкам и условиям: некоторые легко – на протяжении 1-2 месяца после начала учебы, другие – адаптируются дольше и сложнее.

Дети, которые относятся к первой группе, испытывают сложности только в освоении новых правил и норм поведения.

Ну а дети, которые относятся ко второй группе, не готовы прислушиваться к требованиям учителя. Они играют на уроках, разговаривают. На замечание педагога могут расплакаться, обидеться. Школьная программа им дается сложно.

А вообще выделяют два вида трудностей адаптации детей к школе:
— физиологические;
— психологические.

Да, все дошколята с нетерпением ждут первого звонка. Но проходят дни и эмоциональная приподнятость исчезает. Ведь дети сталкиваются с первыми трудностями. У малышей не все получается так, как бы хотелось, они разочаровываются и это естественно.

проблема адаптации детей к школе

Почему появляется проблема адаптации детей к школе?

В новых условиях ребенок теряет свою непосредственность, наивность. Он переходит от привычных норм поведения к другим, которые до конца еще не освоил. У беззаботного крохи появляются обязанности. Он уже не сам распоряжается своим временем, должен подчиняться определенным нормам и правилам, дисциплине.

После беззаботной жизни, проведенной в игровой форме, школьные занятия не всегда интересны и часто даже утомительны.

В чем же состоит суть физиологических условий адаптации ребенка к школе?

1. Меняется режим дня.
2. Увеличивается нагрузка.
3. Меняется система учебной деятельности ребенка дома.
4. Появляется необходимость создания удобного рабочего места малыша.
5. Меняется рацион и график питания.
6. Меняется время и система проведения досуга.
7. Воспитываются в ребенке такие качества, как самостоятельность и ответственность.

В чем же состоит суть психологических условий адаптации ребенка к школе?

1. Создание благоприятного климата в семье.
2. Повышение уровня самооценки ребенка.
3. Повышение ценности ребенка для родителей.
4. Создание атмосферы, в которой родители проявляют интерес к обучению, школе, классу и каждому прожитому ребенком в школе дню.
5. Знакомство ребенка с одноклассниками и общение с ними после занятий.
6. Исключение физических мер воздействия на малыша: критики, запугивания, телесных наказаний, лишение удовольствий.
7. Предоставление ребенку самостоятельности в учебе под четким контролем.
8. Учет темперамента карапуза во время адаптации к школе. Малообщительным и медлительным детям сложнее привыкнуть к новым условиям.
9. Поощрение достижений ребенка.

проблема адаптации детей к школе

Как помочь ребенку адаптироваться в школе?

Очень важный фактор в этот период – это атмосфера в семье и эмоции, которые в ней царят. Обратите внимание, на следующие методы воспитания, которые вызывают у деток положительные эмоции:
— поощрения;
— похвала;
— одобрение;
— поцелуи;
— ласка;
— улыбка;
— сопереживание;
— восхищение;
— приятные сюрпризы;
— подарки.

А вот методы воспитания, которые вызывают у ребенка отрицательные эмоции:
— упреки;
— унижение;
— обвинение;
— осуждение;
— позор;
— одергивание;
— подавление;
— отвержение;
— физическое телесное наказание.

Правила, которые помогают детям в общении:

1. Попросили – дай, отнимают – защищайся.
2. Без причины не дерись.
3. Не забирай чужое, береги свое.
4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения.
5. Будь внимателен везде.
6. Играй только честно.
7. Никого не дразни.
8. Не ябедничай.
9. Будь аккуратным.
10. Будь гордым, без причины не плачь.

проблема адаптации детей к школе

Как вести себя с ребенком, помогая ему адаптироваться в школе?

1. Спокойно утром будите малыша. Рано проснувшись, он должен услышать Ваш нежный голос и увидеть улыбку.

2. Провожая в школу, пожелайте удачи и скажите несколько ласковых слов.

3. Не встречайте малыша со словами: «Что ты получил?». Дайте ему возможность расслабиться и отдохнуть.

4. Если ребенок пришел из школы расстроенным и ничего не рассказывает, не мучайте его расспросами. Отдохнет и расскажет все сам.

5. Если малыш получил замечание от учителя, не устраивайте сразу взбучку. Разберитесь в чем причина.

6. Сразу после уроков не усаживайте малыша за домашнее задание. Дайте ему возможность 2 часа отдохнуть.

7. Выполняя домашнее задание, не заставляйте ребенка делать все сразу. Занятие должно длиться 20-30 минут и 10-15 минут – перерыв.

8. Во время выполнения домашних заданий не стойте «над душой». Дайте малышу возможность проявить самостоятельность. Если ему понадобиться Ваша помощь, он об этом скажет.

9. Ежедневно находите хотя бы полчаса свободного времени, чтобы принадлежать только своему крохе.

10. Будьте внимательны к карапузу, детям нельзя переутомляться.

Для того чтобы адаптация первоклассников к школе проходила быстрее и легче родители должны помогать деткам и поддерживать их, обеспечивать все необходимые условия для обучения и проживания.

карапузик Не пропустите интересные статьи:

15 комментариев

  1. Я считаю, главное, чтобы учительница хорошо относилась, а иначе никак, на нашу дочку в первые дни учительница накричала и в угол поставила, за то, что на переменке за ней гонялся мальчик, а она от него убегала и кричала.
    Вообщем справедливости этого мира нет придела, ее и поругали и накричали и в угол поставили.
    А потом моя дочь стала бояться учительницу.

    1. Да, роль учителей в жизни наших детей огромна. Хорошо, когда они понимают малышей и находят к ним индивидуальный подход. Но это должен быть учитель от Бога.

  2. Хорошая статья и рекомендации. Я свою Юлю спрашивала, хочет ли она в школу. Она говорит, что нет, потому что не умеет еще писать. Вот так ребенок сделал вывод, что в школу надо идти подготовленным. Нам еще целый год до школы. наверстаем. Будем адаптироваться понемногу.
    /wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif

  3. Детям приходится перестраиваться. Это очень трудно. Когда нас отдавали в школу, вопрос об адаптации совсем не стоял.

  4. Спасибо, Елена, за советы. Адаптация к школе, как и к садику, присутствует не только у ребенка, но и у взрослого. Ведь это новый этап жизни со своими правилами и устоями, к которым надо приспосабливаться.

    1. Да, согласна с Вами, Людмила, адаптироваться к новым условиям нелегко не только ребенку, но и взрослому.

  5. Я не знаю, правильно ли делаю, но на детей не давлю. Хоть сама имею коллекцию красных дипломов, не считаю, что хорошее образование превыше всего. Потому что мен эти дипломы богатства не принесли. Если ребенок способный, он и сам будет тянуться к знаниям. Если нет, хоть кол на голове теши, научным светилом он не станет. Хотя конечно немного дисциплины не помешает, здесь я полностью согласна: ребенок должен понимать, что школа — это его работа.

  6. Да, детям в первый год обучения приходится не просто, хорошо бы еще это и учителя понимали: когда дочь училась в первом классе, учительница их вообще на перемены не отпускала — никакого отдыха…

  7. Хорошая статья, все по пунктикам разложено!
    Но тема- многогранна, поэтому есть что добавить.
    Когда говорим о том, что надо дать ребенку отдохнуть от школы, надо подчеркнуть, что отдых этот должен быть желательно на свежем воздухе и в движении. Кислород и движение необходимы для хорошей работы мозга.
    Также необходимо полноценное питание, обогащенное витаминами, иначе может может быть сонливость и плохая умственная работоспособность.

  8. Еще замечание (можете этот комментарий удалить):

    -воспитание самостоятельности и ответственности — очень важно, но оно не относится к физиологической адаптации (это психологическая адаптация);
    -«суть физиологических условий адаптации» — тяжело читается, не проще ли просто сказать: «физиологическая адаптация» ? (аналогично проще можно сказать об условиях психологической адаптации).

    Лена, не обижайтесь. Это — дружеская рецензия с той целью, чтобы после небольшой доработки ваша статья была на «5+».
    С наилучшими пожеланиями.

    1. Во-первых, я удаляю только не корректные комментарии, а критику наоборот воспринимаю на ура. Ведь она свидетельствует о том, что людям интересна статья. И обижаться здесь нечему.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности.