Методика Марии Монтессори: плюсы и минусы

методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори (1870 -1952) заслужила признание многих родителей и воспитателей. Но, как и любая система воспитания, она имеет свои плюсы и минусы. Сегодня мы их и обсудим.

Монтессори - выдающийся итальянский ученый, педагог-гуманист, философ, врач-антрополог, психиатр и психолог. Мария создала известную на сегодняшний день во всем мире систему воспитания и обучения детей, которая отличается своей уникальностью и эффективностью.

Феномен методики Монтессори заключается в безграничной вере в природу ребенка и желании исключить авторитарное давление на него.

В процессе разработки своей теории, М. Монтессори наблюдала за малышом в естественных условиях.

Ей было не понятно, как ребенок может чему-то научиться, если он должен четко, как автомат, выполнять распоряжения преподавателя. Он же не имеет возможности проявить себя.

Монтессори - первая в Италии женщина, доктор медицины, которая создала медико-педагогический институт для детей с ограниченными возможностями. Именно наблюдение за такими детьми позволило ей разработать дидактический материал, основной идеей которого является стимулирование малыша к саморазвитию в специально подготовленной среде.

Эта методика произвела настоящий фурор, когда в 1900 году в Риме на олимпиаде воспитанники Марии по счету и письму превзошли детей из обычных школ. Тогда Монтессори произнесла слова, которые стали легендой: «Что надо было сделать со здоровыми детьми, что бы дети с ограниченными возможностями не только догнали, но и обогнали их!». Тогда Мария начала работать с обычными детьми.

Монтессори заметила, что у ребенка в возрасте 0-6 лет, есть периоды, когда ребенок наиболее легко и естественно способен выучить определенные вещи. Очень важно – не упустить этот период и воспользоваться возможностями.

Смысл метода заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию. А задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ему организовать свою деятельность, реализовать себя.

В основе программы обучения заложен тезис «Помоги мне это сделать самому!», главная ее идея – ребенок обучается через контакт с различными материалами, а не через рассказы учителя.

методика Марии Монтессори

Основные принципы методики Монтессори:

1. Свобода выбора

Этот принцип состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самостоятельно выбрать род своей деятельности. В результате чего малыш начнет лучше понимать себя, научится делать выбор, у него появится инициативность, ответственность.

2. Наличие необходимых материалов

Материалы должны отвечать системе обучения Монтессори, быть в свободном доступе для ребенка, соответствовать возрасту малыша. Дидактические материалы этого метода обучения позволяют всесторонне развивать ребенка.

3. Контроль ошибок

В материалах системы заложен принцип контроля ошибок, когда ребенок сам может увидеть ошибку и исправить ее. Это позволяет формировать адекватную самооценку, развивать поисковую активность, самоконтроль, аналитические функции.

4. Наличие специально обученного педагога

Весь материал методики Монтессори имеет четкую систему подачи. Это позволяет поэтапно, но, быстро усвоить информацию, развивает концентрацию внимания, точность восприятия, логику и память.

5. Правила работы системы обучения

Основные правила следующие:
- твоя работа заканчивается там, где начинается свобода другого ученика;
- поработал, убери за собой;
- занимайся на ковриках;
- передвигайся тихо, никому не мешая.

Эти правила приучают к порядку, позволяют организовать себя и свое рабочее место, рационально использовать пространство, нести ответственность за собственный выбор, уважение к правам других, развитие внутренней дисциплины.

6. Одновременное обучение детей разного возраста

Обусловлено присутствием на занятиях детей разных возрастных категорий в определенном диапазоне. Это развивает социально-адаптивные навыки, дети учатся сотрудничать друг с другом и помогать друг другу.

7. Дети обучают друг друга

Дети сами подбирают интересную информацию на определенную тему и делятся с другими. Это удовлетворяет потребность в чувстве собственной значимости, развивает познавательную активность, любовь к обучению.

8. Не делай за малыша то, что он может сделать сам

Помощь взрослого в обучении должна быть минимальной. Ребенок все должен делать сам.

9. Отсутствие оценок взрослого человека

Здесь главная задача научить ребенка самому оценивать свою работу.

10. Отсутствие соревновательного мотива

Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Все малыши разные. Нужно сравнивать его личные достижения: то, что он мог вчера и может сегодня.

Все эти принципы и правила можно отнести к плюсам методики Монтессори. А какие же минусы?

1. Некоторые педагоги утверждают, что она недостаточно развивает коммуникационные навыки, фантазию и креативность.

2. В развитии и обучении не принимают участие традиционные игры и игрушки.

3. В обучении не используется сказкотерапия. А она так полезна детям.

4. В методике Монтессори педагог – просто наблюдатель, поэтому малышу сложно адаптироваться в обычной школе, где учитель наделен огромным авторитетом.

Подводя небольшой итог, хочется заметить, что методика Монтессори, как и любая другая имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, занимаясь по ней, постарайтесь учесть все недостатки и превратите их в достоинства. Параллельно с занятиями по методике Марии, еще и играйте ролевые игры, читайте сказки, разрешайте ребенку поиграть его любимыми игрушками.

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой e-mail:

подписка  12

Не пропустите интересные статьи:

You can leave a response, or trackback from your own site.

15 комментариев к записи “Методика Марии Монтессори: плюсы и минусы”

  1. Сколько сил и любви необходимо вложить в ребенка , чтобы он вырос и радовал нас.

  2. В этом методе многое зависит от педагога. В первую очередь научить ребенка самодисциплине.

  3. Olga:

    Методика очень популярная, но многое зависит от педагога. Согласна, главное не давить на ребенка, за ним нужно наблюдать и давать ему возможность пробовать что-то новое, тогда ребенок сможет найти себя.

  4. От взрослого, родителя или педагога, зависит очень многое. Его время, умения, талант могут раскрыть в ребенке большие способности. С детьми нужно заниматься, нужно вкладывать в них свое время и силы, но не все родители в гонке за процветание, хотят уделять своими детям время и внимание.

    • Знаю одну такую мамочку. Учится ее ребенок с моей дочкой в одном классе. Папа — процветающий бизнесмен, а мама — недалекая женщина, занятая собой и нарядами. Удивляюсь, как так можно было запустить ребенка. Девочка первоклассница даже ножницы не может в руках держать. С детками не общается. Учительница считает, что ее необходимо отправить в коррекционную школу, как запущенного ребенка.

    • admin:

      Кто-то не хочет, а кто-то говорит, что не может…

  5. «Что надо было сделать со здоровыми детьми, что бы дети с ограниченными возможностями не только догнали, но и обогнали их!». … Да… Детьми заниматься надо тем, кого называют педагогами от Бога! Ведь даже у щенков, кинологи знают возрастные отрезки, когда усваивается или то, или другое. И эти периоды ни в коем случае нельзя упускать… !!!

  6. Интересная методика, первый раз слышу о такой…

  7. Chupacabra:

    Великая женщина Мария Монтессори! Конечно, в ее методике, как и во многих других есть свои плюсы и минусы, но каждый может в3ять то, что подходит в конкретной ситуации и исполь3овать с поль3ой для деток!

Оставить комментарий

http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
:bye:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
:good:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
:negative:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
:scratch:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
:wacko:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
:yahoo:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
B-)
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
:heart:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
:rose:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
:-)
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
:whistle:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
:yes:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
:cry:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
:mail:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
:-(
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
:unsure:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
;-)
 
Я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности.