Когда обращаться к логопеду?

когда обращаться к логопеду

Добрый день, уважаемые читатели!

Для того чтобы разобраться, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, нужно знать, какие этапы в развитии речи он должен пройти. Давайте подробнее на этом остановимся.

Уже в три месяца начинается речевая активность малыша. Дети в этом возрасте пробуют гулить, издавать различные звуки. Если ребенок молчит к трем-четырем месяцам – это тревожный сигнал. Обратите на него внимание.

В возрасте 8-10 месяцев кроха пытается скопировать речь взрослых и начинает произносить слоги «па», «ма», «ба» и т. п. В этот период карапуз откликается на собственное имя и понимает слова, адресованные ему. Если родители заметили, что к концу первого года жизни малыш не пытается произнести первые слова и не реагирует на их речь, это повод обратиться к специалисту.

Тревожным сигналом является и случай, когда ребенок, пытаясь выразить свои желания, просто своеобразно «мычит».

К возрасту 1,5 года активно начинает развиваться речь. Ребенок уже должен говорить такие простые слова, как «мама», «папа», «ав-ав», «дай». В этот период словарный запас малыша небольшой, он насчитывает около 10 слов.

К двум годам кроха должен не только понимать речь взрослого человека, но и пытаться выразить свои желания с помощью простых предложений.

Если в возрасте 2,5 лет ребенок понимает взрослых, но выражает свои мысли с помощью жестов, не может сформулировать простые фразы, типа «хочу пить», обязательно посетите логопеда.

Какой должна быть речь ребенка в возрасте 3-5 лет?

Во-первых, в три года ребенок должен уметь выполнять простые движения по просьбе взрослых:
- надувать щеки;
- вытягивать губы трубочкой;
- высовывать язык;
- доставать языком до неба и т. д.

Во-вторых, ребенок должен уметь воспроизвести простой ритм.

Если выполнить эти несложные задания малыш не может, нужно обратиться за помощью к логопеду.

когда обращаться к логопеду

В-третьих, в возрасте 3-3,5 лет карапуз не должен переставлять слоги местами, пропускать и «глотать» их. А вот правильно произносить все звуки карапуз пока не может. Эти навыки формируются только к 5 годам. Если кроха не умеет выговаривать «л», «р», «ш», «щ» в возрасте трех лет – это не повод бежать к логопеду. «Л» и «р» - самые сложные звуки, они, как правило, появляются в речи малыша последними. Но, обратите внимание, как трехлетний ребенок произносит эти звуки. Если пропускает их – это нормально, а если вместо «л» говорит «р» или «в» и произносит гортанно, как бы, на французский манер – лучше обратиться к специалисту. Сильное искажение звуков нужно исправлять. Логопед поможет закрепить правильное произношение.

В 4,5-5 лет ребенок должен не только правильно выговаривать все звуки, но и уметь составлять предложения. Он должен научиться описывать картинки, события. Если карапуз не придерживается последовательности слов, неправильно использует число, падеж, не пользуется союзами, обратитесь к логопеду.

Давайте подведем небольшой итог и еще раз выделим моменты, на которые родители должны обратить внимание, а также более четко обозначим, когда нужно обращаться к логопеду:

1. Если кроха в младенчестве молчит и не «гулит».

2. В 1,5-2 года не выговаривает простые слова: «мама», «папа», «топ-топ», «ку-ку» и т. д.

3. Ребенок до трех лет молчит, хотя понимает, что ему говорят, когда к нему обращаются. Или, не понимает.

4. Если в четыре года ребенок не использует свой активный словарный запас (все, что накопил).

5. Речь крохи не развивается. В четыре года он говорит так же, как и в три.

6. В четыре года малыш не умеет строить предложений.

7. К пяти годам он шепелявит, картавит, гнусавит, произносит неправильно звуки, смягчает их.

8. В старшем дошкольном возрасте ребенок плохо запоминает слова, не умеет говорить развернутыми предложениями.

9. В пять лет малыш пропускает слоги, неправильно произносит более трех звуков, искажает слова, переворачивая слоги.

10. Также в пять лет имеет трудности с графическим запоминанием.

Обратите внимание на перечисленные факты, если что-то не так, лучше проконсультироваться со специалистом.

А вообще уже с трех лет рекомендуется ежегодно бывать на консультации у логопеда. Даже, если на первый взгляд кажется, что у Вас все нормально.

когда обращаться к логопеду

Как стимулировать развитие речи ребенка?

1. Читайте малышу сказки и обсуждайте их.

2. Постоянно общайтесь с крохой, отвечайте на его вопросы, задавайте вопросы ему.

3. Рассказывайте карапузу об окружающем мире. Развивайте и поощряйте его любознательность.

4. Занимайтесь развитием мелкой моторики: рисуйте, лепите, играйте с крупой, работайте с ножницами.

5. Учите различные пальчиковые потешки, типа «Сороки-вороны».

6. Используйте в играх элементы пальчикового театра.

7. Регулярно используйте простую артикуляционную гимнастику. Найти ее можно в Интернете.

Если у Вас нет возможности обратиться к логопеду, занимайтесь с малышом сами. Вот несколько полезных советов:

1. Если кроха не правильно выговаривает или не выговаривает какие-то звуки, попросите его повторить за Вами слова, в которых эти звуки стоят в начале, середине и конце слова. Например, «л»: липа, сила, дятел.

2. Над каждым звуком работайте отдельно, в такой последовательности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

3. Работу по коррекции произношения начинайте с гимнастики для языка и губ. Делать ее нужно перед зеркалом, чтобы ребенок мог почувствовать и увидеть работу своих органов артикуляции. Эти упражнения тоже можно найти в Интернете. Например:

* «Качели» - кончик языка поднимаем вверх за зубы и опускаем вниз за нижние зубы.
* «Часики» - кончиком языка нужно двигать от правого уголка губ к левому, как маятник, с разной скоростью.

И помните, что ребенок учится, играя, поэтому он не должен переутомляться, чтобы не потерять интерес к занятиям. Надеюсь, мы помогли Вам найти ответ на вопрос: «Когда обращаться к логопеду?». Если понравилась статья, не забудьте поделиться ссылкой с друзьями в социальных сетях.

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой e-mail:

подписка  12

Не пропустите интересные статьи:

You can leave a response, or trackback from your own site.

10 комментариев к записи “Когда обращаться к логопеду?”

  1. Вы справедливо заметили, что нужно время от времени бывать на консультации у логопеда, даже если кажется, что все в порядке. Я, к примеру, только лет в 16 заметила, что неправильно выговариваю букву «л», а в том возрасте уже не до логопеда было…

    • admin:

      А у нас в садике группа с логопедическим уклоном. Так сыну сказали обязательно посещать логопеда. Хотя, я, если честно, особых дефектов речи не наблюдала.

  2. Мне кажется все еще зависит от среды, в которой растет ребенок. Если среда «молчаливая» — то и ожидать от ребенка много не стоит.
    И, конечно, дети где в семье 2, 3 иногда и 4 языка. В Евпопе, например, очень много семей, в которых мама и папа из разных стран. И живут еще в другой стране. Так и получается 3 языка. И это норма. Так что к логопеду если и идут, то после лет 4х.
    Но, как мне кажется, ребенок от такой ситуации только выигрывает)))

    • admin:

      Конечно, Вы правы, Ирина, уровень развития ребенка зависит от многих факторов и окружающей среды в том числе.

  3. У нас несмотря на своевременное гуление, активное чтение сказок, общение, развитие мелкой моторики (уж чем мы только не занимались)))) работы с логопедом не удалось избежать ни со старшим сыном, ни с младшим. http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gifВсе же в становлении речи немалую роль играет и наследственный фактор.

    • admin:

      Мы тоже много занимались со старшим сыном и каких-то дефектов речи я не заметила, но логопед сказала, что ему заниматься нужно, вот мы и ходили на занятия.

  4. Расскажу-ка и я нашу историю).
    Младший сын практически молчал до 3 лет, хотя с ним постоянно разговаривали, много читали. Активный словарный запас практически не пополнялся. Зато пассивный был просто огромен.
    В 3 года сын «заговорил», но очень непонятным языком…
    Спустя год стали заниматься с логопедом. Из 5 неправильных звуков два уже поставили). Осталось чуть-чуть.

  5. Olga:

    Развитие речи — очень важный этап развития ребенка. За ним нужно наблюдать и периодически сравнивать с нормами. Но все индивидуально. Главное, ребенок должен понимать речь взрослого. Некоторые детки накапливают словарный запас, а только потом начинают говорить.

Оставить комментарий

http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
:bye:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
:good:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
:negative:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
:scratch:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
:wacko:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
:yahoo:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
B-)
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
:heart:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
:rose:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
:-)
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
:whistle:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
:yes:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
:cry:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
:mail:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
:-(
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
:unsure:
http://karapysik.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
;-)
 
Я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности.